Рынки продолжают испытывать последствия референдума в Великобритании. Из-за бегства инвесторов в защитные активы доходность гособлигаций упала до рекордных минимумов. Годовая дивидендная доходность индекса S&P 500 в настоящее время превышает доходность 30-летних treasuries, чего не случалось со времен финансового кризиса 2008-2009 годов. Эксперты задаются вопросом, не превращается ли рынок облигаций в очередной пузырь.
"Каждый пытается реагировать на ситуацию, в которой мы никогда ранее не были", - отмечает Стюарт Ричардсон из RMG Wealth Management. "У нас были системные шоки ранее, но не такие, как этот", - считает эксперт.
Предыдущие кризисы
Тем не менее, можно провести сразу две параллели с нынешней ситуацией. Одна из них более очевидна - это кризис 2008-2009 годов, который повлек за собой долгосрочные последствия для мировой финансовой системы.
Проблемы Lehman Brothers и страховщика American International Group (AIG) отчетливо проявились в сентябре 2008 года, но фактически они начались на ипотечном рынке в июне 2007 года, после чего распространились на Bear Stearns, Fannie Mae и Freddie Mac, прежде чем вызвали полномасштабную панику, отметил эксперт валютных рынков Джим Рикардс.
График индекса РТС
Данные Московской биржи с июля 2005 по март 2011 гг.
Другая аналогия - ситуация 1998 года: в России произошел один из самых тяжелых экономических кризисов в истории страны, в августе был объявлен дефолт. В сентябре обрушился хедж-фонд Long Term Capital Management (Гринвич, Коннектикут), который был одним из крупнейших инвесторов на российском рынке.
График индекса РТС
Данные Московской биржи с августа 1996 по январь 2000 гг.
Но всему этому предшествовал экономический кризис в Юго-Восточной Азии, который разразился летом 1997 года. Чрезвычайно быстрый рост экономик "азиатских тигров", способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости. События 1997 года отразились и на других рынках, в итоге отголоски этого кризиса распространились по всему миру, и последствия были весьма продолжительны.
Поэтому сложно оценить, как долго будет длиться эффект от шока Brexit. "Мы не будем знать ответов еще долгое время", - считает Стюарт Ричардсон.
Италия
Италия - третья по величине экономика еврозоны - может оказаться на грани своего собственного кризиса, который распространится на другие рынки. Итальянские банки из-за падения стоимости их акций и больших портфелей "плохих" долгов могут провалить очередной раунд европейских стресс-тестов, результаты которых станут известны 29 июля.
Доля "плохих" долгов в банковской системе Италии составляет 17%. Это почти в 10 раз больше, чем в США, где даже в худшие времена финансового кризиса 2008-2009 годов, доля просроченных кредитов составляла только 5%. Среди публично торгуемых банков в еврозоне, на итальянские кредитные организации приходится почти половина общего объема проблемных кредитов.
Кроме того, опасения вызывает намеченный на октябрь референдум по конституционной реформе. С результатом октябрьского голосования премьер Италии связал будущее своего кабинета, пообещав подать в отставку, если большинство итальянцев проголосуют против реформы. Citi охарактеризовал референдум как, "вероятно, самый большой в этом году риск на политическом ландшафте Европы за пределами Великобритании".
Если проблемы Италии вызовут эффект домино, последствия, вероятно, уже не удастся контролировать.
"Италия - это по сути линия разлома Европы, - сказал бывший сотрудник МВФ, слова которого приводит агентство Reuters.- И государственный долг, и банковский сектор - пороховая бочка".
Но пример кризисов 1997-1998 и 2008-2009 годов показывает, что кризис, связанный с выходом Великобритании из ЕС, может распространяться, даже если рынки на время стабилизируются и ситуация в Италии улучшится. Как отмечает Джим Рикардс, "временная шкала глобального финансового кризиса не обязательно ограничивается несколькими днями или неделями. Эта паника может развиваться в течение нескольких месяцев или лет".
Отличия кризисов
Однако есть три существенных отличия от 1998 года. Прежде всего, сейчас рынки гораздо более плотно связаны между собой. Если в 1998 году глобализация набирала обороты, то теперь она объединила страны и сделала экономики взаимозависимыми.
Второе отличие сегодняшней ситуации заключается в распространении евро. Единую валюту ввели в качестве безналичной валюты 1 января 1999 года. Спустя еще три года - 1 января 2002 года - в еврозоне ввели в обращении наличные евро, которые постепенно заменили единицы национальной валюты. С созданием ЕЦБ к мегарегулятору перешли от национальных центральных банков основные инструменты денежно-кредитной политики (установление ставок, проведение операции на открытом рынке, эмиссия денежных знаков). В результате зависимость экономик возросла.
Третье отличие состоит в том, что ФРС США сейчас не имеет возможности для снижения ставок, как это было сделано в 1998 году. В 2010-2011 году ФРС допустила ошибку, не повысив ставки, когда это было возможно. Теперь инвесторам приходится платить цену за прошлые ошибки.
Источник: vestifinance.ru