Актуальный вопрос большинства казахстанцев, которые на сегодняшний день в среднем имеют по 1,5 кредита на человека. По мере увеличения количества кредитов и активных заемщиков, спрос на кредитные отчеты растет с каждым годом. Об этом свидетельствуют расчеты Индекса финансовой грамотности* (ИФГ) населения от аналитического центра Первого кредитного бюро #1CB Analytics. С прошлого года прирост ИФГ составил 1,2 пункта и увеличился до 2,54%. Отметим и тот факт, что с начала текущего года ПКБ выдало уже более 100.000 персональных кредитных отчетов (ПКО), в то время как за 2015 год было выдано 120.000 ПКО.

 

*Индекс финансовой грамотности (Financial Literacy Index) – отражает отношение полученных ПКО физическими лицами к общему количеству экономически активного населения Казахстана. Итоговый Индекс формируется по итогам года. В текущем периоде показатель индекса рассчитывается прогнозно с учетом фактически полученных за истекший период ПКО и трендового анализа прироста ПКО до конца года.

 

Активный спрос на кредитные отчеты провоцирует так называемое финансовое мародёрство, реальный факт которого мы можем придать огласке.

 

ИТАК, КАК ПОПРАВИТЬ КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ?

 

С такими вопросами сталкиваются многие казахстанцы, которые получают свои персональные кредитные отчеты. Ключ к заветному кредиту, по их мнению, можно получить в случае удаления, или аннулирования негативной кредитной истории. Каждый из них, находясь в поисках финансового мага, который поможет решить все эти вопросы, сталкивается с классическим видом мошенничества.

 

В прошлом месяце в ПКБ обратились трое женщин с жалобой на подобного мошенника. Как оказалось, они наткнулись на некого Ерлана К., который пообещал им исправить кредитную историю и удалить запись в базе данных ПКБ, представившись сотрудником кредитного бюро.

 

За свои услуги он скромно установил тариф 7.000 тенге за каждую историю. Для придания большего доверия и сентиментальности, мошенник предложил осуществить перевод денег на свой банковский счет с кодовым словом «мама». Женщины, будучи по природе своей наивными, доверились ему и перевели деньги. Лишь спустя несколько дней, обратившись в ПКБ, они с ужасом восприняли тот факт, что их обманули, никакого Ерлана К. среди сотрудников нет, и что кредитные истории не исправляются и не удаляются.

 

В таких ситуациях сотрудники ПКБ проводят беседы с «жертвами» мошенников и проясняют всю ситуацию с точки зрения законодательства и правил работы кредитного бюро.

 

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ:

 

Согласно законодательства РК, все банки и МФО обязаны предоставлять в кредитное бюро сведения по каждому своему клиенту о выданных ему кредитах и истории их погашения. Кредитная история содержит персональные данные, общую информацию о договорах займа, подробную информацию о действующих и завершенных договорах, сведения о количестве произведенных запросов на получение кредитного отчета. Данная информация хранится в кредитном бюро и актуальна в течение 10 лет с момента последнего обновления.

 

Асем Нургалиева, Директор по развитию бизнеса, ПКБ: «Кредитное бюро не исправляет кредитные истории. Наша задача – обеспечить максимально прозрачные отношения между заемщиками и кредитными организациями. И, если заемщик действительно допускал просрочки платежей, эта информация будет отображаться в кредитном отчете. Другой вопрос, какие из кредитных организаций принимают эту информацию во внимание в момент принятия решения о выдаче кредита. Также мы, как бюро, предлагаем экспресс-оценку заемщика в виде персонального кредитного рейтинга (ПКР), когда заемщик может предварительно оценить свои кредитные возможности перед походом в банк. В случае низкого кредитного рейтинга мы рекомендуем получить персональный кредитный отчет и понять, какие факторы кредитной истории оказывают негативное влияние».

 

Информация о своей кредитной истории доступна каждому казахстанцу. Для удобства граждан Первое кредитное бюро организовало выдачу персональных кредитных отчетов не только в своем офисе, но и в 83 отделах Дирекции ЦОН (ныне Правительство для граждан) по Казахстану, в отделениях Казпочты в Алматинской области, на портале электронного правительства www.e-gov.kz, на портале ПКБ www.1cb.kz, в мобильном приложении ПКБ. А подписавшись на услугу Сredit Control (Контроль кредитной истории), вы сможете в автоматическом режиме получать уведомления обо всех изменениях в вашей кредитной истории, что дополнительно убережет казахстанцев от мошенников, которые попытаются оформить кредит по поддельным документам.

 

Источник: Пресс-служба Первого кредитного бюро