Накопительная система пенсий предполагает отход от солидарной системы и исходит из принципа, что каждый гражданин сам накапливает себе на старость. Чтобы точно накопил и потом не просил у государства денег, взносы в пенсионный фонд были обязательными — 10% от заработной платы идет в пенсионный фонд. Ранее деньги отправлялись в частные пенсионные фонды, которые регулировались государством. Разработали специальные правила инвестирования и у каждого фонда была инвестиционная декларация, которая должна была защищать пенсионеров от вложений в рискованные активы. Основные деньги вкладывались в облигации местных компаний и в депозиты.

 

Зачастую, пенсионные фонды были созданы при Банках и, естественно, это был добротный источник финансирования своих же Банков. Многие менеджеры таких фондов играли и размещали в не совсем надежные финансовые инструменты. Кто-то выигрывал, а кто-то проигрывал. Любой пенсионер, если ему не нравился фонд, мог перейти в любой другой фонд, в тот, где больше доходность или где меньше волатильность или где есть государственное участие. В общем было право выбора.

 

Далее под эгидой защиты пенсионеров все деньги собрали в одном фонде и назвали его ЕНПФ. Теперь у пенсионеров нет выбора — все деньги управляются ЕНПФ. Куда он отправит их, там и будут храниться.

 

Может в банк с рейтингом ССС, может в тенговые депозиты перед девальвацией, может в валюту после свершившейся девальвации. Куда угодно и теперь пенсионер не может ему выразить недоверие путем ухода в другой пенсионный фонд, и акционер его наказывать не будет, потому что акционер сам принимает решение куда вкладывать деньги.

 

Вопрос заключается в следующем: эффективно ли для экономики распределять деньги методом ручного управления?!

 

Кто изучал хоть чуть чуть макроэкономику, то знает, что Пенсионные фонды деньги кэшом в сейфе не держали, а в любом случае размещали их в экономике страны через облигации и депозиты и остатки на счетах. Только вот принятие решений о инвестировании в тот или иной актив принималось профессионалами, которые знали, что если не будет доходности, вкладчики от них уйдут, что не будет прибыли, собственники их поменяют на других. А деньги инвестированные в правильные компании имеют большей мультипликативный эффект, так как попали в правильные руки.

 

Сейчас же, деньги ЕНПФ перераспределяются в государственные ценные бумаги на финансирование дефицита бюджета в квазигосударственный сектор для закрытия дыр и кредитов, в Банки, которые испытывали острый дефицит ликвидности (и рейтинги не имеют значение). И сейчас вот решили выдать еще 200 млрд тенге 30-ти Банкам на финансирование МСБ.

 

Основной критерий — кредитоспособность Банка. По какой методике считали — не известно. Кому сколько дадут тоже пока что не известно. 200 млрд тенге — это как кость кинуть стае голодных собак.

 

В любом случае, распределение денег ЕНПФ теперь происходит не по принципу эффективности, а по принципу необходимости и приближенности.
При этом, с экономической точки зрения, количества денег в экономики не увеличится, произойдет просто перераспределение ресурсов, не более того.

 

Это как у здорового человека забрать пищу и отдать раковому больному, чтобы прожил еще пару дней, а то, что здоровый человек может стать больным без пищи — вопрос не главный.

 

 

Источник: Матрица.kz