На своей странице в Facebook экономист Олжас Худайбергенов сделал прогноз развития экономики. По мнению эксперта, самым кризисным станет 2016 год, а в 2017 году — пойдет восстановление. Однако в негативном сценарии кризис растянется и захватит весь период 2016-2017 годов. Экономист пишет, что нефть подешевела — 37,7 долларов за баррель, все происходит по самому маловероятному сценарию. Ожидается, что и дальше цена будет падать: если повышение ставки ФРС в декабре станет не разовой акцией, то скоро нефть покажет цену в 30 долларов за баррель и ниже.

 

Но помимо ставок ФРС есть еще несколько факторов, влияющих на цены на нефть. Во-первых, вся мировая экономика может замедлиться, в больших странах ситуация ухудшается (Китай, США), а потому весьма вероятно, что стоимость нефти пойдет на снижение или сохранится на уровне 30 долларов за баррель на период 2017-2018 гг.

 

Во-вторых, возможно прекратится рост добычи нефти, спрос превысит предложение, и вот тогда цены вырастут до 60-80 долларов за баррель к 2017 году и выше 100 долларов за баррель — в 2018 году. 

 

Теперь непонятно только одно — какой из факторов окажется сильнее, какой прогноз самый точный. Понятно, что дном кризиса станет 2016 год. При негативном сценарии это дно продлится и в 2017 году. А цена в 30 долларов за баррель принесет ощутимые последствия не только России, но и Казахстану.

 

У Казахстана и себестоимость нефти выше, и зависимость экономики от продажи нефти — сильнее. Доля нефтяного сектора в ВВП составляет 20%. Поэтому становится ясно, что доходы бюджета сильно сократятся. Чтобы сохранить тенговую доходность, тенге должен будет сильно упасть — государству нужно выполнить социальные обязательства.

 

Еще ранее был прогноз по курсу тенге в 350-360 тенге. Сейчас рубль упал до 70, а если нефть еще больше подешевеет, то российская валюта может упасть вплоть до 100, однако вероятность этого скачка — мизерная. Однако даже при курсе рубля в 80 курс тенге смещается к 400 за доллар.

 

При цене в 30 долларов за баррель девальвация как механизм уже не сработает, ухудшится положение даже тех финансовых организаций, которые требовали девальвации. Сейчас все ждут ухудшения кредитного портфеля. Сырьевые компании перестанут быть источником ликвидности, рост плохих кредитов усилится.

 

Как подмечает О. Худайбергенов, сейчас Казахстан вступает в зону турбулентности. Как в данной ситуации правительству и Нацбанку принимать решения? Об этом экономист расскажет позже.

 

 

Информационная служба kn.kz